8 января
Военкоры сообщают
В районе Сталинграда // Красная звезда. 1943. 8 января
Опыт боевых действий показывает, что штурмовые группы – основное звено в длительной уличной борьбе. Выбивая немцев из Сталинграда, советские воины мелкими группами просачиваются в промежутки между огневыми точками противника и расправляются с ними при помощи гранат и взрывчатых зарядов.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/38004-6-8-yanv#page/4/mode/inspect/zoom/4
Земляной В. Советские ассы в бою // Красная звезда. 1943. 8 января
В состав группы ассов входят известные мастера воздушного боя – Герои Советского Союза Шестаков, Баранов, Мартынов, Королев и Серогодский, летчики-орденоносцы Верховец, Пешкан, Лелюкин и ряд других, имеющих за своими плечами сотни боевых вылетов и по доброму десятку сожженных вражеских машин.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/38004-6-8-yanv#page/3/mode/inspect/zoom/6
Гуторович А., Падерин И. Ночь в Сталинграде // Комсомольская правда. 1943. 8 января
А вот домик с геранью на окнах, с поющим на ветру жестяным петушком на воротах, с клёном, заботливо перевязанным чьей-то рукой, — дерево ранено, кто-то пожалел его и перевязал, чтобы оно не засохло и дожило до победы. У этого домика интереснейшая история. В нем жили два бойца-комсомольца, а вокруг него находились немцы. К домику нельзя было подойти. Бойцы, проникшие сюда ночью, во время контратаки, запаслись патронами и продуктами и решили не уходить.
Леров Л. Враг не сдается — его уничтожают // Сталинский сокол. 1943. 8 января
Мы слышали эти слова в землянке экипажей легких бомбардировщиков.
— Не хотят сдаваться по-доброму, будем уничтожать их до последнего.
Что происходит сейчас в окруженной сталинградской группировке? На что она надеялась и на что может надеяться сейчас? В начале декабря, как это показали пленные летчики, немцам, находившимся в окружении, была обещана помощь «из-за Дона».
Отклики иностранной прессы
«Красная Армия взяла инициативу в свои руки»; Турецкая печать о боевых успехах советских войск // Красная звезда
Отклики американской печати на наступление советских войск
Сообщения о наступательных операциях частей Красной Армии и о достигнутых ими боевых успехах вызывают огромный интерес в различных слоях населения Турции
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/38004-6-8-yanv#page/4/mode/inspect/zoom/4
Мемуары. Дневники. Письма
Рокоссовский К.К. Победа на Волге. В беседе кто-то затронул вопрос об имевших место в прошлом случаях предъявления врагу, попавшему в тяжелое положение, ультиматума о сдаче. Мысль понравилась. О ней было доложено в Генштаб. <…> Необходимых материалов под рукой у нас не имелось, но общими усилиями такой ультиматум был составлен. Вскоре позвонили из Ставки и сообщили, что предложение наше очень понравилось И.В. Сталину, и затребовали срочно передать проект ультиматума. С незначительными поправками Ставка утвердила наш текст. <…> Парламентеры отбирались только из числа желающих, которых оказалось очень много. Нужно было кому-то отдать предпочтение. В конце концов в группу вошли: парламентер – майор А.М. Смыслов, переводчик – капитан Н.Д. Дятленко и, как предусмотрено ритуалом этой процедуры, трубач-сигналист. <…> Вечером, накануне дня вручения, мы объявили по радио командующему 6-й армией Паулюсу и его штабу о высылке парламентеров в назначенное место с указанием времени. <…> Ровно в назначенное время наши парламентеры вышли из блиндажа, неся развернутый белый флаг, и направились к позициям противника в условленном месте, сопровождаемые сигналами трубача. <…> С вражеской стороны никто не вышел им навстречу. Наоборот, когда парламентеры стали приближаться к позициям противника, по ним был открыт огонь, сначала одиночный ружейный, затем пулеметный и даже минометный. Парламентеры вынуждены были вернуться. С нашей стороны было сделано все. Враг, грубо нарушая международные правила, открыл без предупреждения огонь по парламентерам. Нам оставалось одно – применить силу. (с. 70-71)
Цейтлер К. Сталинградская битва. 8 января русские парламентеры вошли в «крепость». Они вручили Паулюсу требование о капитуляции 6-й армии, подписанное командующим Донским фронтом. <…> Паулюс немедленно связался с Гитлером и попросил свободы действий. Гитлер дал резкий отказ. <…> Вероятно, только генералу Йодлю, своему самому близкому военному советнику, они признавался, что больше не верит в возможность спасения 6-й армии. (с. 260-262)